Законы хаммурапи как исторический источник. Тема ii

Свод Законов Хаммурапи состоит из трёх частей: введение, самого текста законов и заключения. В Законах имеются уголовные постановления, постановления по семейному, имущественному, наследственному и обязательственному праву; несколько статей касающихся общинному праву, ряд - рабству.

ст.1 - 5 устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьёй.

ст. 6 - 25 посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей.

ст.26- 41, касающийся имущества полученного от царя за службу.

а ст.42 об использовании чужого поля.

ст.42 - 88 регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

ст.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.

ст.127 - 195 - семейное право.

ст.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

ст.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем.

Основные направления регулирования общественных отношений:

  • - Имущественные отношения;
  • - Брачно-семейные отношения;
  • - Уголовное право;
  • - Судебный процесс;

Имущественные отношения

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам (мелким арендаторам земли). Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие -- сами обрабатывали свою землю.

Особую группу землевладельцев составляли воины и чиновники. За свою службу они получали земельный надел (илку), с него они и кормились. Они владели этим участком до тех пор, пока несли службу. Илку они не могли ни продавать, ни закладывать.

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

имущественного найма;

личного найма;

купли - продажи;

хранения;

товарищества;

поручения.

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.

Договор купли-продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Брачно-семейные отношения

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела" право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь наложницу.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Замужняя дама владела некой правоспособностью: она могла иметь свое имущество (ст. 179), сохраняла право на принесенное ею приданное (ст. 138), могла наследовать имущество после смерти супруга совместно с детьми. Также она имела право на расторжение брака, но при определенных условиях:

  • 1) При необоснованном обвинение ей в прелюбодеяние (ст. 131);
  • 2) При нарушение мужа верности или оставление им дома и местности
  • (ст. 142,136)

Но права супруги были ограничены: за неверность (прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию (ст. 129)

Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для супруга (ст. 141).

Уголовное право

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.

против личности;

имущественные;

против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Судебный процесс

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения (при передаче каких-либо ценностей для продажи была обязательна своеобразная «расписка» с печатью о получении денег; при заключении брака обязателен был письменный договор, иначе брак считался недействительным); при дарении имущества, в том числе между родственниками; при гарантиях мужа жене, что она не может быть отдана в заложники за его долги; о назначении приданого дочерям и «вдовьей доли» жене; о передаче скота пастуху). В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его). Клятвы перед богами приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель, свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме. В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины.

Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Однако, речь идёт не о том, что дело в принципе не подлежало пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для пересмотра дело должно было направляться в вышестоящую инстанцию - вероятно, прямо к царю. Хотя в тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, в одной из статей (129) проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании мог казнить, кого хотел. Естественно, следует учитывать, что Законы Хаммурапи (как и вообще любые законы) рисуют идеализированную картину, так как реальные общественные отношения отражены в них лишь в преломлении через правовые взгляды того времени. Кроме того, эта картина неполная, потому что писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и они вовсе не представляют свода всего действовавшего права. Тем не менее Законы Хаммурапи, являясь плодом огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дают достаточно адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. История принятия закона

2. Структура источника

3. Тип систематизации законов Хаммурапи

4. Отличительные черты данного правового памятника

5. Структура норм

Заключение

1. История принятия закона

Царь Хаммурапи (1792-1850 до нашей эры) является основоположником в Древне-вавилонском государстве главного памятника этого периода кодекс Хаммурапи. Своим законодательством правитель попытался закрепить правом общественный строй государства, привилегии к которым относились мелкие и средние рабовладельцы. Для составления сборника законов источниками послужили обычное право, правовой обычай, шумерские судебники и новое законодательство что является важнейшими источниками для изучения права в Месопотамии того времени.

Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901--1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.

«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

В настоящее время столб с Законами Хаммурапи хранится в Парижском музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, в Учебном художественном музее слепков им. И.В. Цветаева -- филиале Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.

2. Структура источника

Свод Законов Хаммурапи состоит из трёх частей: введение, самого текста законов и заключения. В Законах имеются уголовные постановления, постановления по семейному, имущественному, наследственному и обязательственному праву; несколько статей касающихся общинному праву, ряд - рабству.

ст.1 - 5 устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьёй.

ст. 6 - 25 посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей.

ст.26- 41, касающийся имущества полученного от царя за службу.

а ст.42 об использовании чужого поля.

ст.42 - 88 регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

ст.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.

ст.127 - 195 - семейное право.

ст.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

ст.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем.

Основные направления регулирования общественных отношений:

Имущественные отношения;

Брачно-семейные отношения;

Уголовное право;

Судебный процесс;

Имущественные отношения

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам (мелким арендаторам земли). Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие -- сами обрабатывали свою землю.

Особую группу землевладельцев составляли воины и чиновники. За свою службу они получали земельный надел (илку), с него они и кормились. Они владели этим участком до тех пор, пока несли службу. Илку они не могли ни продавать, ни закладывать.

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

имущественного найма;

личного найма;

купли - продажи;

хранения;

товарищества;

поручения.

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.

Договор купли-продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Брачно-семейные отношения

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела" право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь наложницу.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Замужняя дама владела некой правоспособностью: она могла иметь свое имущество (ст. 179), сохраняла право на принесенное ею приданное (ст. 138), могла наследовать имущество после смерти супруга совместно с детьми. Также она имела право на расторжение брака, но при определенных условиях:

1) При необоснованном обвинение ей в прелюбодеяние (ст. 131);

2) При нарушение мужа верности или оставление им дома и местности

Но права супруги были ограничены: за неверность (прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию (ст. 129)

Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для супруга (ст. 141).

Уголовное право

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.

против личности;

имущественные;

против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Судебный процесс

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения (при передаче каких-либо ценностей для продажи была обязательна своеобразная «расписка» с печатью о получении денег; при заключении брака обязателен был письменный договор, иначе брак считался недействительным); при дарении имущества, в том числе между родственниками; при гарантиях мужа жене, что она не может быть отдана в заложники за его долги; о назначении приданого дочерям и «вдовьей доли» жене; о передаче скота пастуху). В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его). Клятвы перед богами приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель, свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме. В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины.

Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Однако, речь идёт не о том, что дело в принципе не подлежало пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для пересмотра дело должно было направляться в вышестоящую инстанцию - вероятно, прямо к царю. Хотя в тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, в одной из статей (129) проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании мог казнить, кого хотел. Естественно, следует учитывать, что Законы Хаммурапи (как и вообще любые законы) рисуют идеализированную картину, так как реальные общественные отношения отражены в них лишь в преломлении через правовые взгляды того времени. Кроме того, эта картина неполная, потому что писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и они вовсе не представляют свода всего действовавшего права. Тем не менее Законы Хаммурапи, являясь плодом огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дают достаточно адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства.

3. Тип систематизации Законов Хаммурапи

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.

Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Видом систематизации Законов Хаммурапи является инкорпорация. Так как вся работа систематизации осуществлялась в плоскости внешней обработки правового материала. То есть на основе источниках права, не затрагивая нормативное содержание актов, создавался (инкорпорировался) свод законов.

4. Отличительные черты

1) Архаизм, примитивное право в древности.

2) Казуистичность, нормы права представляют собой конкретные судебные решения, наглядные и понятные для восприятия.

3) Невысокий уровень правовой техники, статьи сформулированы в виде простых утверждений либо опровержений.

4) Юридически закрепляет социальное неравенство перед законом;

5) Формализм, достаточно было поклясться и это освобождало от ответственности.

6) Содержит пережитки родового строя - кровная месть.

7) Право не систематизировано, нет разделения на отрасли, институты права.

8) Жестокость наказаний.

9) Влияние религиозных норм.

10) Ордалии - божий суд. Это способ выявление правоты или виновности тяжущихся сторон через испытание водой, огнем.

11) Отсутствие специальных юридических учреждений, профессий юриста, юридического образования.

5. Структура нормы

закон хаммурапи источник систематизация структура

Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.). Не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Диспозиция -- элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений.

Санкция -- элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя.

Рассмотрим на статье эти элементы юридических норм.

Статья 25 Законов Хаммурапи: «Если в доме человека вспыхнет огонь, и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмёт себе что-нибудь из пожитков хозяина дома, то этого человека должно бросить в этот огонь»

Гипотеза: субъектами являются хозяин дома и человек, пришедший тушить огонь. Место - дом хозяина.

Диспозиция: Человек, пришедший тушить огонь, не должен обращать свой взор на пожитки хозяина дома.

Санкция: За данное нарушение «то этого человека должно бросить в огонь»

Заключение

«Я, Хаммурапи, царь справедливости, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший ефратские селения. Я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу. Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они - пустое, но мудрому они созданы для соблюдения.»

Кодекс Хаммурапи является главным памятником в Древне-вавилонском государстве в царствование Хаммурапи. Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Судебники эти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения. Законы Хаммурапи регулировали общественные отношения: имущественные отношения, брачно-семейные отношения, уголовное право, судебный процесс.

Законы Хаммурапи дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. "Законы" принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, которые на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Для истории этот кодек имеет важное значение.

Библиографический список

1. Всеобщая история государства и права /Под редакцией К.И. Батыра. -- М.: Юристъ, 2006. - 450 с.

2. Ермов М.Т. О царе Хаммурапи и основах его законов [Текст]/ М.Т. Ермов. - М.: Наука, 2005. - 368 с.

3. Веришников С. Царь Хаммурапи / С.Веришников. - М., 2000. - 289 с.

4. Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства [Текст] / И.М. Дьяконов //Вестник древней истории. - 2002. - С.225-303.

5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский - М.: Юристъ, 2006. - 430 с.

6. История древнего мира. Ранняя древность /Под ред. И.М. Дьяконова.- М., 2003. - 470 с.

7. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право) /Под ред. П.Н. Галанзы, Б.С. Громакова. - М., 2003. - 490 с.

8. Ильин А.В. Ключевые вопросы истории государства и права зарубежных стран / А.В. Ильин, К.Е. Ливанцев - СПб - Пушкин, 2005. - 376 с.

9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века /Сост. Томсинов В.А. - М.: Зерцало, 2005. - 389 с.

10. Хрестоматия по истории Древнего Востока.- М., 2000. - 437 с.

11. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории [Текст]/ З. М. Черниловский. - М.: 2003. - 378 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н.э. История открытия Закона Хаммурапи. Принципы наказания согласно этому документу. Устройство семейной жизни. Извлечения из текста законов Хаммурапи.

    презентация , добавлен 27.11.2016

    Законы Хаммурапи как свод законов рабовладельческого государства. Основные черты рабовладельческого права по законам Хаммурапи. Система "разделения властей" и система "сдержек и противовесов" по Конституции США 1797 г. Особенности Билля о правах 1791 г.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2011

    Характеристика Законов Хаммурапи как древнейшего законодательного памятника. Сфера применения принципа талиона. Влияние на определение меры наказания сословного положения виновного и потерпевшего. Статьи Законов Хаммурапи, посвященные семейному праву.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Структура и краткое содержание законов Хаммурапи. Разграничение мер ответственности за утерю, хищение, невозврат собственности или причинение вреда имуществу. Наказание за совершение государственных и должностных преступлений. Описание судебного процесса.

    реферат , добавлен 20.10.2011

    Социально-политический строй Древне-Вавилонского государства. Текст Законов Хаммурапи. Право собственности, обязательственное и гражданское право. Семейное право, семейно-брачные отношения и наследование. Уголовное право и процесс по Законам Хаммурапи.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Законы царя Хаммурапи. Регулирование имущественных отношений, купли, аренды. Брачно-семейные отношения и наследование. Уголовные преступления и наказания. Источники древнего индийского права. Особенности Законов Ману и Хаммурапи, их сходства и различия.

    презентация , добавлен 27.11.2014

    Имущественные и обязательственные отношения по законам Хаммурапи. Право собственности во времена правления Хаммурапи. Законодательство Хаммурапи о договорах хранения, товарищества, мены, поручения. Законы Хаммурапи об обязательствах из причинения вреда.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Правления царя Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи – один из выдающихся памятников истории права. Суть "Закона о гомстедах". Принятие Гомстед-акта, мероприятия против рабовладельцев, проведённые в ходе Гражданской войны и Реконструкции Юга.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2010

    Источники права стран Древнего Востока. Характеристика "Законов Хаммурапи". Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ним. Брачно-семейное право, преступления, наказания, суд и процесс. Золотая булла 1356 г. Саксонское зерцало.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2016

    Законы древневавилонского царя Хаммурапи. Объединение Древней Месопотамии. Систематизация старых и издание новых норм права, вошедших в сборник законов. Правовое и имущественное положение различных категорий рабов. Подневольные работники рабского типа.

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Судебник Хаммурапи несколько более систематичен, чем сборники шумерийских судебных решений, и в нём уже ясно чувствуется попытка законодателя объединить в группы родственные по содержанию статьи закона. Однако он всё же ещё не может быть признан кодексом в полном смысле этого слова и скорее является сводом отдельных юридических решений (казуальное право). Судебник состоит из трёх частей: 1. Введение. 2. Собственно судебник. 3. Заключение. Во вступлении указывается на то, что издание кодекса имеет своей целью установление справедливости в стране. Далее царь перечисляет свои титулы, прославляет своё величие, отмечает благодеяния, оказанные им стране. Средняя, основная часть судебника содержит перечень статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности (кража и грабёж), прав воинов. Отдельные статьи говорят о правах владения недвижимостью, о торговле, залоговом праве, семейном праве, членовредительстве, работе зодчих и кораблестроителей, найме рабочей силы и рабстве. В заключительной части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или решится их отменить.

При составлении кодекса было использовано обычное право, шумерийские судебники, текущее законодательство. Тексты составлены в основном в казуистической форме, и почти все статьи начинаются со слова "если". Законы не содержат общих принципов права, нет системы и в изложении, хотя известная логика присутствует. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладение и частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалии.

Так же данные законы являются доказательством того, что наряду с законом особое место среди источников права отводилось общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Обычаи были главным строительным материалом для царских кодексов.

Вместе с тем расхождения ЗХ, в том числе и терминологические, с живой юридической практикой, с текстами договоров, записанных на многочисленных дошедших до нас глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над обычаем работали, а не просто воспроизводили его в законе.



В Законах Хаммурапи нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций. Так, ст. 6--25 ЗХ посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Эта группа норм заканчивается нормой о противоправном завладении чужим имуществом. Казалось бы, переход к следующей, ст. 26, открывающей раздел об имуществе, полученном от царя за службу, согласно которой воин, не пошедший в поход, подлежал смертной казни, нелогичен. Между тем логика древнего законодателя заключалась в том, что речь шла не столько об ответственности за дезертирство, сколько за использование чужого (царского) поля, право на которое воин потерял, отказавшись идти в поход. Следующая группа норм (ст. 42--88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Полноправие вавилонянина было прямо связано с земельным наделом общинной земли. По Законам Хаммурапи он терял не только земельный участок, но и другие права, если порывал с общиной, даже жена могла отказаться от беглеца (136). Землевладение общинника-крестьянина всемерно охранялось правом. Воинский надел по Законам Хаммурапи полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Эта земля не переходила по наследству.

Так же характерной чертой Законов Хаммурапи являются подробно разработанные и полные нормы, касающихся договорных отношений.



Первый вид сделок в силу традиционных представлений о тесной связи вещи с жизнью индивида требовал выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятвы, присутствия свидетеля и пр. К ним относились договоры купли-продажи, дарения, раздела наследства, усыновления. В письменном договоре купли-продажи требовалось точное обозначение объекта купли, удостоверение собственнических прав продавца на вещь, чтобы оградить покупателя от иска со стороны третьего лица, от обвинения в краже, от притязаний государства (в частности при продаже неотчуждаемых царских земель, земельных наделов воинов и т.д.). Этот договор мог включать в себя обоюдный или односторонний отказ от иска и обещание не оспаривать законченную сделку, скрепляемую часто специальной прибавкой к договорной цене ("вартум"). После уплаты цены договор купли-продажи мог быть расторгнут только при определенных обстоятельствах, например при преднамеренном сокрытии продавцом изъянов вещи.

Сам факт большого количества статей в ЗХ, связанных с ответственностью арендатора земли и пр., свидетельствует о распространении кабальных условий займа, найма, аренды земли, от которых страдали, прежде всего, бедняки. Найденные таблички свидетельствуют о частых сделках жриц Шамаша в Сиппаре, передававших землю в аренду при условии не только арендной платы, но и различных преподношений арендатора храмам - мясом, мукой, деньгами. Арендатор платил полностью оговоренную сумму за аренду чаще вперед, реже в договор включались условия о выплате части урожая. Для стимулирования аренды целины дополнительно к ней в аренду передавался и обработанный участок, чтобы малоимущий арендатор мог прокормиться с поля, пока он поднимает целину.

Таким образом, ценность такого исторического источника как Законы Хаммурапи очевидна. Изучая их, мы можем сделать выводы обо всех сферах жизни Вавилонского царства. Кроме того, мы можем говорить о том, что данные законы являются типичным кодексом правил для общества древней Месопотамии, однако в них так же можно найти отличительные черты, которые присущи исключительно этому законодательству.

Страница 1 из 4

ТЕМА II. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»
§ 2.2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»
§ 2.3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»
§ 2.4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»
Список рекомендуемой литературы

§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.
Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи.
Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш - бог Солнца и Правосудия.
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.
Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.
Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи (ЗХ) была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством.
Вместе с тем ЗХ не затрагивали многие важные области внутри- общинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.
Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам - имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.
Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. ЗХ не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.
Стоит сказать, что ЗХ в какой-то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья 48 ЗХ спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.
Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст.ст. 42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.
Таким образом, ЗХ охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества.
Прежде всего, ЗХ охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.
Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью: продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.ст. 39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений.
Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. ЗХ особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).
Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.
В ЗХ нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.
В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны. пусть не отвергнет моих указов. пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы. истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.
Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех бездо- ленных и подневольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики - касситы, оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.

План

1. Общая характеристика Законов Хаммурапи как историче­ского источника.

2. Экономическое развитие Древнего Вавилона:

а) земледелие, садоводство, скотоводство;

б) ремесло;

в) торговля;

г) ростовщичество.

3. Формы земельной собственности и землевладения.

4. Социальный состав населения:

а) сословное деление;

б) особенности рабства.

5. Царская власть.

6. Семейные отношения.

Предлагаемая тема наилучшим образом подводит итог семи­нарским занятиям по курсу истории Древнего Востока. С одной сто­роны, она показывает месопотамское общество на этапе существо­вания зрелой государственной структуры, когда все ранние формы, изучаемые в предыдущих темах, теперь развернулись в своей пол­ноте, а тенденции, до того скрытые в предыдущих этапах, обнару­жили себя вполне зримо. Шумерская цивилизация ушла в небытие, а её достижения восприняла цивилизация вавилонская, дальнейшее развитие которой даст столь многое всему миру. Кроме того, мож­но без труда обнаружить в этой теме и другие следы сюжетов из предыдущих тем: становление частной собственности (теперь без­условно произошедшее), роль государства в регулировании эконо­мики и в социальной политике (теперь очевидно неоднозначная), проблема стабильности и реформ (теперь вполне осознанная).

Бесспорно, всё многообразие возможностей при работе по данной теме реализуемо именно потому, что в распоряжении ис­следователей есть уникальный источник - так называемые «Зако­ны Хаммурапи». В центре семинарского занятия по Законам Хам-



(ЗХ) лежит текст самого источника, основная литература -^которая даёт комментарии и пояснения к этому тексту, и имен­но источник должен здесь служить основой для нахождения отве­тов на поставленные вопросы, все же прочие сведения - рассмат­риваться как вторичные по отношению к нему.

Поэтому первым вопросом, который должен быть рассмот­рен с особой тщательностью - будет вопрос о ЗХ как историческом источнике. Конечно, нельзя сводить ответ на этот вопрос к просто­му перечислению вопросов, которым посвящены отдельные статьи кодекса. Центральная проблема здесь - степень репрезентативно­сти (представительности) источника, определение степени того, насколько он может служить нам в качестве достаточного кладезя информации по социальной истории Старовавилонского царства. Студент должен серьёзно отнестись к вопросу о том, насколько кор­ректно называть ЗХ именно «законами», обратить внимание на то, что в историографии существуют другие точки зрения, тщательно рассмотреть их, сообразуясь с текстом источника. Прежде всего нуж­но обратить внимание на пролог и эпилог ЗХ, то, каким образом Хаммурапи объясняет создание текста, какие цели он ставит перед собой и какое будущее пророчит своей стеле. Немаловажно при­влечь в качестве дополнительных вспомогательных средств также информацию, характеризующую источник с материальной стороны дела: когда был найден первый текст, где он был записан, на каком языке, имеются ли другие копии и к какому времени они относят­ся. Важно также уяснить некоторые изначальные характеристики источника: например, то, о чём он в принципе не может нам рас­сказать.

Р Безусловно, наибольшие возможности ЗХ представляют для подробной характеристики экономики Старовавилонского царства. Ддя лучшей подготовки к работе по этому вопросу студенту реко­мендуется составить предварительно индексы статей по каждому из разделов (отдельно по земледелию, садоводству, ремеслу и т.д.) и прочитать в литературе соответствующие каждому из разделов комментарии. Это позволит при работе на семинаре давать под­робный разбор наиболее важных статей и суметь отнести их к бо­лее широкому контексту развития вавилонской экономики. Следу-*гь также, что характеристика экономического развития


Вавилонии по ЗХ практически неотрывно связана с характеристи­кой социальных отношений в отдельных сферах экономики, и по­тому их не следует изолировать. Например, при рассмотрении зем­леделия важно не избегать следующих вопросов: каково было по­ложение арендаторов, насколько был многочислен их слой и како­вы были источники его формирования; что из себя представляла община изучаемого периода, какова была её роль и функции, чем она отличалась от общины, скажем, шумерского времени; почему Хаммурапи пытался регулировать оплату ремесленников, насколь­ко реальными были эти усилия; какова была роль в вавилонской экономики тамкаров, в чём была двойственность их положения и т.д. Кроме того, необходимо заранее искать ответы на следующие вопросы: каково было состояние почв во время создания ЗХ, изме­нилось ли использование сельскохозяйственных угодий с шумер­ских времён, какую роль в экономике играл свободный рынок, в чём отличия внешней и внутренней торговли, насколько был раз­вит оборот серебра в изучаемый период?

Говоря о формах земельной собственности и землевладения,
нелишне вспомнить тему II, специфику отношений по поводу соб­
ственности на Востоке, и убедиться, насколько сложными в дейст­
вительности предстают перед нами эти отношения. Безусловно,
лучшей исходной точкой для рассмотрения земельных отношений
в изучаемый период является анализ государственного (царского)
землевладения, и определение того, как остальные формы земель­
ной собственности относились к царской. Анализ в совокупности
социальной роли вавилонской высшей власти, её возможностей в
распоряжении землёй и торговлей, и приводит нас к сбалансиро­
ванной оценке роли царской власти. щ

При анализе социального состава населения необходимо об­ратить внимание на следующие вопросы: каким образом сословное деление соотносилось с уровнем доходов и реальными возможно­стями преуспеяния в старовавилонском обществе; каковы были права и обязанности отдельных сословий, и почему в ЗХ указаны только избранные позиции, а ряд вопросов обойдён стороной. От­дельный интересный аспект - рабство - нуждается в прояснении следующих моментов: каковы были формы рабского состояния; каковы были пути пополнения рабского сословия; насколько ши-

оокие возможности для перехода в рабское сословие предоставля­ло долговое рабство (отдельно стоит рассмотреть, каковы были це­ли государства в этом вопросе); какова была роль рабов в экономи­ке Древнего Вавилона.

Точно так же при рассмотрении семейных отношений нужно не ограничиваться малозначащими характеристиками старовави­лонской семьи как патриархальной, а рассмотреть реальные воз­можности и права сторон, как их представляют ЗХ. В целях лучше­го понимания семейных отношений в Вавилонии следует сравнить их с отношения в Ассирии, отображенными в Среднеассирийских Законах (САЗ).

Источники

1. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980.

2. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963.

3. История древнего Востока. Тексты и документы / под ред.

B.R Кузищина. М, 2002. С. 167-191.

4. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // ВДИ.
1952. №3.

Литература

Х.Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 2001. С. 147-171.

2. Дьяконов ИМ, Магазинер Л.М. Старовавилонские законы (комментарий) // ВДИ. 1952. № з.

З.Дьяконов ИМ Люди города Ура. М., 1990. С. 97-125, 155-224.

4. Дьяконов ИМ. Проблемы экономики. О структуре обще­ства Ближнего Востока до сер. II тыс. до н.э. // ВДИ. 1967. № 4; ВДИ. 1986. №4.

5. Жидков О.А. История государства и права Древнего Вос­тока. М., 1963.

ы 1п!В 0рия д Р евнего Востока: материалы по историографии. _№_!» 1991. С. 51-101.


7. История древнего Востока. Часть I. Месопотамия. М., 1983. С.361-384.

8. Никольский НМ. Рабство в древнем Двуречье // ВДИ. 1941. №1.

9. Якобсон В.А. Правовое и имущественное положение вои-на-редума времени I вавилонской династии // ВДИ. 1963. 2. С. 129-141.

Ю.Якобсон В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии // ВДИ. 1981. № 4.


Похожая информация.