В п стасов архитектор работы. Архитектор стасов василий петрович

Мы больше знаем и слышали о иноземных архитекторах,построивших в России "памятники культуры", поэтому мне хочется напомнить о нашем "самородке"- Стасове В.П. По его проектам строились дома не только в Москве и Санкт-Петербурге, а по всей стране. Напомню о некоторых его работах:

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в дворянской семье. Будущий архитектор начинал своё образование в гимназии при Московском университете. В четырнадцать лет Василию Стасову из-за смерти отца пришлось оставить гимназию и поступить на службу в Экспедицию архитектурных дел на должность чертёжника. Работая здесь до 1794 года молодой человек получил необходимые навыки в рисовании, знания в области архитектуры, начал самостоятельную проектную и строительную практику.

В 1794 году Василий Стасов уехал в Санкт-Петербург для службы в Преображенском полку, где находился несколько месяцев и получил звание подпоручика. Далее он снова вернулся в Москву и начал выполнять первые частные заказы.

Большую роль в жизни Василия Стасова сыграло участие в оформлении коронационных торжеств по случаю взошествия на престол Александра I. Зодчий подал прошение на имя императора с просьбой отправить его для окончания учёбы в Парижский национальный институт. Такое прошение было удовлетворено. Василий Стасов выехал за границу в 1802 году, посетил Францию, Италию, Австрию и Польшу. 26 апреля 1808 года он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. Академия внесла его в свой список профессоров.


После возвращения Стасова в Россию он поступил на службу в Кабинет Его Императорского Величества. С января 1810 года зодчий начал вести преподавательскую деятельность.
С 1812 года Василий Стасов стал жить в Санкт-Петербурге. Советом Академии художеств архитектор был избран академиком архитектуры, чему послужил поводом разработанный им проект памятника на месте Полтавской битвы.


Первым построенным Стасовым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове (1-я линия ВО, 52).

После пожара в царскосельском дворце в 1820 году восстановление интерьеров было поручено именно Стасову. Им же восстанавливался и Лицей. В Царском Селе зодчим были установлены Триумфальные ворота "Любезным моим сослуживцам".


В 1817-1819 годах Василий Стасов возвёл здание казарм Павловского полка на Марсовом поле.


В это же время он работал над перестройкой комплекса зданий Конюшенного двора.


В 1827-1834 годах зодчий реконструировал Нарвские триумфальные ворота.


в 1834-1838 годах создал Московские ворота


Василий Стасов входил в Совет по строительству Исаакиевского собора. В 1829 году он продолжил строительство комплекса зданий Смольного монастыря, рядом с которым также проложил ряд новых улиц. В августе 1827 года Василий Стасов был назначен "членом Комитета о возобновлении Преображенской всей гвардии собора по составленному им проекту".


Одновременно с возведением Спасо-Преображенского собора архитектор занимался строительством и Троице-Измайловского собора на Измайловском проспекте. За создание этого храма зодчий был удостоен ордена святого Станислава второй степени.


Кроме всех этих проектов Стасов возглавлял строительство Ямского рынка, перестройку здания Училища правоведения, дома Котомина, восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.

Последним официальным занятием зодчего был контроль над строительством здания Нового Эрмитажа.


В.П.Стасов является представителем позднего классицизма.
Для его архитектурного почерка характерны лаконичные, чёткие линии, простые, массивные объёмы, спокойная статика, монументальность и торжественность. В его искусстве нашли выражение гражданский патриотизм и тема воинской героики, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г.
Основа его пластического языка – монолиты колонн, спокойная гладь стен, оттенённая лепниной (в интерьере – росписью). Среди мотивов декора – излюбленные мастерами стиля ампир венки, воинские доспехи.

Архитектору не пришлось заниматься обширными градостроительными преобразованиями, однако ему было поручено руководство разнообразными и важными постройками. Технические знания зодчего, его опыт, участие в разработке "образцовых" проектов оказали большое влияние на строительную практику во многих городах России. Он строил сам и корректировал многие проекты жилых, административных, хозяйственных, военных, культовых, торговых и других сооружений

Василий Петрович Стасов умер 24 августа 1848 года, был похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Творчество этого архитектора практически завершило почти столетний период развития русской классической архитектуры. И если в начале этого периода неизменно называется имя Баженова, конец его неразрывно связан с именем Стасова.

Василий Петрович Стасов родился 4 августа 1769 года в Москве, в небогатой дворянской семье. Его отец Петр Федорович Стасов служил мелким чиновником в Вотчинной канцелярии. Мать архитектора Анна Антипьевна занималась воспитанием детей. Кроме Василия в семье было еще два ребенка - сын и дочь. Зимой Стасовы жили в Москве, а летом выезжали под Серпухов, где у них было небольшое родовое село Соколово.

В 1783 году семью Стасовых постигло горе - умер отец. Буквально вслед за этим еще одно - совсем молодым умер старший брат Василия Петровича. Семья осталась практически без средств к существованию, и мальчик четырнадцати лет, чтобы хоть как-то помочь матери и сестре, принял решение идти работать. Для него наступил очень важный и ответственный момент - выбор рода деятельности и соответственно будущей профессии. И выбор его оказался на редкость удачным. По-видимому, на это повлиял тот факт, что до 1783 года Стасов, как сказано в автобиографии, «обучался в Московском университете». Точнее, он учился в университетской гимназии, где в специальных художественных классах детей учили рисованию, черчению, знакомили с азами архитектуры.

Архитектурная деятельность Василия началась 14 февраля 1783 года, когда он был зачислен в Экспедицию архитектурных дел Московской управы благочиния учеником в звании «архитектуры капрала». Экспедиция занималась составлением планов частных строений, их обмерами, утверждала проекты зданий, отводила места под застройку. Возглавлял Экспедицию архитектор Семен Антонович Карин, крупный знаток русского зодчества.

Новый ученик понравился ему своей исполнительностью и трудолюбием. Сперва подростку поручали делать несложные чертежи, снимать планы участков. Василий охотно учился у старших, много читал. Через год ему присвоили звание архитектуры сержанта, а начал он архитектуры капралом. Стасов любил бывать на стройках, особенно тех, что велись в Москве по проектам Баженова и Казакова. Возможно, он изучал их чертежи, представляемые в Экспедицию для утверждения. С 1790 года Василий стал архитектуры фурьером (помощником архитектора). Он проверял чертежи, составленные сотрудниками Экспедиции, самостоятельно выполнял ответственные проектные работы. Это была хорошая школа. Она побуждала к творчеству, воспитывала вкус, звала к интенсивной умственной жизни.

Стасову повезло. Друзья ввели его в дом Хлебниковых. Эта просвещенная семья имела одну из крупнейших в стране библиотек. Молодой архитектор близко сошелся с детьми основателя библиотеки Петра Кирилловича Хлебникова, дружбу с которыми пронес до конца своих дней. У Хлебниковых он познакомился с Державиным, а также с его другом и свойственником Николаем Александровичем Львовым. Львов не признавал слепого следования классическим шедеврам, не терпел эклектики, как и школярских заимствований у предшественников.

Через дочь Хлебникова - Анну Петровну, в замужестве Полторацупо, Стасов сблизился с Алексеем Николаевичем Олениным, президентом Академии художеств, и стал постоянным посетителем оленинского дома, где собирались поэты, художники, музыканты - Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.Л. Боровиковский, и многие другие.

Надо упорно трудиться. Эту истину Стасов усвоил очень твердо. Он не знал праздных дней. Учился без устали. Постепенно расширялись его профессиональные знания. Крепло мастерство. В Москве и в Рязанской губернии по его проектам возводились дома, парковые и хозяйственные сооружения, церковь. Имя зодчего приобретало известность.

В Экспедиции Стасов проработал до 1794 года. В начале 1794 года Стасов оставил Москву и отправился в Петербург для прохождения воинской службы. Как дворянин он был определен в Преображенский гвардейский полк в чине унтер-офицера. Его недолгая военная служба проходила относительно спокойно. Полк постоянно находился при дворе, в столице, и Стасов, воспользовавшись своими московскими связями, попал в круг передовых людей петербургского просвещенного общества. Общение в Петербурге с людьми, думавшими о будущем русского искусства, укрепило намерение Стасова связать свою дальнейшую жизнь с архитектурой.

Ровно через год, 1 января 1795 года, Стасов, получив чин подпоручика, вышел в отставку и вернулся в Москву. Одно время он работал при департаменте Герольдии, но очень скоро ушел оттуда и два года числился не у дел, то есть не находился на службе в государственном учреждении. В 1797 году указом Сената его зачислили в Главную соляную контору в чине коллежского секретаря для постройки соляных заводов.

Все это время не прекращалась архитектурная деятельность Стасова. Он выполнил несколько официальных заказов, среди которых - проект гостиниц на бульварах. Кроме того, Стасов осуществил несколько частных построек.

Активная архитектурная деятельность Стасова в Москве в последние годы 18-го столетия позволила ему принять участие в оформлении коронационных торжеств по случаю вступления на престол императора Александра I. Осенью 1801 года Стасов оформил Сокольническое поле.

Архитектор был представлен Александру I и произвел на него приятное впечатление, следствием чего было «высочайшее соизволение» отправить его в заграничную командировку во Францию, Италию и Англию «для усовершенствования знаний примерами славнейших древностей» за счет правительства сроком на три с половиной года, с выплатой стипендии по три тысячи рублей ежегодно.

Отъезд задержался, и только осенью 1802 года Стасов выехал в Париж, где собирался пробыть два года. Этот срок был сокращен из-за обострения отношений между Россией и Францией, что в дальнейшем помешало Стасову попасть в Англию. С весны 1804 года Стасов жил в Италии. В связи с началом военных действий между Францией и Россией командировка Стасова в Италию затянулась на четыре года. Это время молодой архитектор использовал для посещения итальянских городов и изучения итальянской архитектуры, как античной, так и эпохи Возрождения.

Стасов был знаком со многими итальянскими архитекторами пользовался среди них заслуженным авторитетом. Это подтверждается тем фактом, что в 1807 году Стасов, вторым среди русских зодчих после Баженова, был удостоен диплома и почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры Св. Луки.

В начале 1808 года Стасов отправился домой через южную Италию и Австрию и прибыл в Петербург осенью того же года, проведя вдали от России шесть лет.

В январе 1810 года архитектора ознакомили с указом императора. Отныне ему предписывалось служить при генерал-губернаторе столицы «для переделки фасадов и наблюдения за строениями по оным». Стасов должен был отвечать за строительство в центре города - в Адмиралтейских частях (территория между Невой и Фонтанкой) и на Васильевском острове.

Осенью 1811 года Стасов за проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших в Полтавской битве, был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств. Это еще больше подняло его авторитет архитектора и позволило вступить в среду столичных зодчих не новичком, а архитектором с именем, уже добившимся европейской известности.

После 1812 года, когда дом Стасовых в Москве сгорел во время пожара, вместе с матерью и сестрой он переселился в Петербург.

В эти годы Стасов строит много общественных сооружений, в которых его талант зодчего проявляется с наибольшей силой. Среди самых значительных работ Стасова этого периода можно отметить здание Царскосельского лицея, корпуса Российской Академии на Васильевском острове, соборную церковь в Саратове, Торговые ряды в Костроме, Ямской рынок в Петербурге. Архитектор очень простыми, выразительными средствами добивается необычайно сильного эмоционального воздействия на зрителя. В этих постройках зодчий отрабатывал свой собственный градостроительный подход в решении любой локальной задачи, проявляя глубокое понимание архитектурного ансамбля, заметное уже в его ранних московских работах.

В мае 1816 года Стасова назначили членом «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местах».

Значительна роль Стасова в создании ансамбля Марсова поля, где он построил казармы Павловского гвардейского полка и неподалеку от них Главные конюшни. Оба проекта были выполнены в 1816 году. Казармы строились с 1817 по 1819 год, а конюшни - с 1817 по 1823 год.

Павловские казармы - одно из лучших произведений архитектора. Все выдержано в простых и строгих пропорциях. Какие же это казармы? Фасадом в сторону Летнего сада стоит красивый дворец. Посредине центральной части выдвинута вперед колоннада строгого, монументального дорического ордера в двенадцать стволов. Она несет высокий аттик - стену над карнизом, украшенную щедро барельефами. Колоннада поставлена на высокую аркаду первого этажа. Фасад заканчивается с обеих сторон шестиколонными портиками с фронтонами, также поставленными на аркады первого этажа. На фасаде по улице Халтурина тоже поставлен десятиколонный портик с фронтоном и за ним высокий аттик с барельефами военных доспехов. В центре аркады первого этажа расположены ворота, украшенные по обе стороны нишами.

Осенью 1816 года Стасов снова работает в Москве. Ему было поручено составление проекта на восстановление царского дворца в Московском Кремле, пострадавшего во время пожара 1812 года.

Его проект совершенно изменил внешний вид здания благодаря расширению третьего, мезонинного этажа на всю площадь дворца. Надстройка вызвала появление двух новых каменных лестниц. Отделка фасадов была очень простой, только фасаду со стороны Москвы-реки придавалась большая парадность.

Вскоре жизнь Стасова круто переменилась. В слободе Семеновского полка в бревенчатом доме с мезонином жила семья Марии Федоровны Сучковой, вдовы гвардейского поручика. Стасов познакомился с ее дочерью, двадцатилетней красавицей Машей, и страстно влюбился в нее. Больше года продолжались встречи - в Семенцах и в Москве, где Маша гостила у родственников. Признаться в своем чувстве у него, однако, долго не хватало смелости: такая разница в летах. В начале года Василий Петрович сделал девушке предложение, а 6 августа 1817 года Василий Петрович и Мария Абрамовна стали мужем и женой. Супруги поселились в одном из кавалерских флигелей, рядом с Лицеем. А к зиме сняли квартиру в доме коллежской советницы Ошметковой, на углу Перовой линии и Большого проспекта Васильевского острова.

В мае 1818 года у них родился первенец. Его нарекли Николаем. Спустя год, в июле, - сын Александр, в 1820 году - дочь Софья, в 1822 году - дочь Надежда, а через два года, 2 января, - сын Владимир, 20 января 1828 года - Дмитрий. В июне следующего года семья Стасовых снова увеличилась: родился мальчик, которого назвали Борисом. Стасовы переехали с Васильевского острова к Семеновскому мосту, где заняли большую квартиру в доме Цыгарова, на углу Гороховой и Большого Казачьего переулка. Воспитывать детей помогали мать зодчего Анна Антипьевна и его сестра Вера Петровна. Она до конца своих дней прожила у брата.

Служба постоянно отрывала Стасова от семьи, почти не оставляя времени для занятий с детьми. Василий Петрович писал жене: «В короткое время, которое я пробыл с тобою, мой друг, не успел сказать ни слова, что должен был для общего спокойствия нашего и доброго воспитания детей, для их счастья, и потому должен сказать на письме… По свойству моему, или, лучше сказать, по моей натуре, мне нужно для исправления моей должности совершенное спокойствие духа, без которого я не только с честью, но и с успехом упражняться не могу, а потому прошу, так как от должности моей зависит все благополучие наше и наших детей, оставлять меня, когда я в кабинете, в совершенном покое…»

Стасов не терпел безделья, считая его безнравственным. Труд для него был источником радости и громадного удовлетворения. Ему очень хотелось, чтобы в семье также умели с пользой проводить каждый час. Жене он советовал «сверх рукоделий заняться изучением… французского языка». Сам он в совершенстве владел французским, итальянским, несколько хуже знал немецкий, который изучал еще в гимназии. Стасов считал также, что Мария Абрамовна должна не жалеть времени на музыкальное «учение». «Иностранный язык и музыка - оба сии занятия сделаются по времени сладостным утешением, когда будешь в состоянии наставлять ими детей; ничего нет на свете столь почтенного и столь любезного, когда сама мать делается учителем и наставником детей своих».

Легко работалось Василию Петровичу в Царском Селе. Казалось, не было такой творческой задачи, которую он не решил бы успешно и быстро: будь то павильон для парка или манеж на Садовой улице, провиантские склады на Гатчинской дороге или Дежурные конюшни, воздвигнутые на Гофинтендантском дворе. Эти произведения, имеющие облик величавый и праздничный, отмечены печатью самобытности, безупречного вкуса и таланта. Объектов множество. И оригинальных, и тех, что надлежало привести, как тогда писали, в «первобытное состояние». После пожаров, которые нередко случались, он восстановил в Большом дворце Китайскую гостиную и Белую столовую, а позже - дворцовую церковь, апартаменты, примыкающие к ней, и Лицей. По его проектам достраивалась и реконструировалась Китайская деревня, переделывались другие помещения в загородных резиденциях. С 1817 по 1820 год зодчий восстановил после пожаров и перестроил в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме 850 комнат.

В Петербурге по его проекту был возведен Ямской рынок с галереей из дорических колонн по периметру. Это здание стало здесь своеобразным архитектурным центром. Сооружение рынка завершилось в 1819 году. А еще раньше Стасов построил на Невском проспекте здание с портиком в центре и колонными лоджиями по углам, украсившее главную магистраль города. По заказу купца Косиковского он создал четырехэтажный дом на Большой Морской. Органично вписал зодчий в панораму Невского проспекта и площади Казанского собора дом священнослужителей.

Еще в 1825 году Василий Петрович создал проект пятикупольного собора Спаса Преображения, который предстояло возвести взамен сгоревшей церкви XVIII века. Тогда проект не был утвержден. Только через два года последовало разрешение на строительство храма, и зодчий разработал его чертежи. При этом Стасов, учитывая местоположение здания, на которое открывался вид с Литейной улицы, предусмотрел с этой стороны фронтонный портик из ионических колонн, что придало всему сооружению величавость и спокойную сдержанность, свойственную античной классике; белая же гладь стен храма, нечасто прорезанных полуциркульными окнами, ассоциируется с древнерусскими соборами.

Панно из воинской арматуры на стенах и ограда из трофейных турецких пушек, захваченных в кампании 1828–1829 годов, подчеркивают патриотическое значение здания, посвященного победам русской армии.

Эти творческие принципы - сплав черт древнерусской архитектуры и греческой классики - Стасов развил еще в одном монументальном творении - Троицком соборе. Проект его зодчий завершил осенью 1827 года. В нем он учел требование, согласно которому следовало сохранить особенности старой церкви, стоявшей тут с середины XVIII века: главы этой церкви располагались на перпендикулярных осях по сторонам света. Строительство предстояло начать весной будущего года.

В число многочисленных служебных обязанностей Василия Петровича входило проектирование построек для военных нужд. Наибольшего успеха при этом зодчий добился во время работы над так называемыми Провиантскими магазинами, или складами.

Щусев так писал в свое время о Провиантских магазинах в Москве: «Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, - одна из лучших в архитектуре Москвы. По совершенству своих форм она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры».

Летом 1831 года на семью Стасовых обрушилось страшное горе. Холера «морбус» металась по улицам столицы, проникала во дворцы и обывательские дома. 30 июня умерла Мария Абрамовна, через пять дней - ее сестра Татьяна, а еще через двадцать - их мать Мария Федоровна. Печаль надолго поселилась в семье зодчего. Только горячее участие друзей, которые в те месяцы были рядом и окружили сирот заботой и лаской, помогло устоять на ногах. Да еще работа - Стасов заставлял себя трудиться упорнее, чем прежде.

…С первых дней августа 1827 года у Нарвской заставы стали рыть котлован, а 17 августа 1834 года состоялась церемония открытия Нарвских ворот. Гвардейские полки, поименованные на пилонах триумфальной арки, прошли под ней торжественным маршем. Их приветствовали тысячи горожан. Впереди гвардейцев шла рота дворцовых гренадеров, сформированная из ветеранов Отечественной войны.

Стасов со свойственной ему скромностью писал, что ворота на Петергофском тракте возводились по его чертежам, «сходственно с проектом архитектора Кваренги, но только в большем против прежнего размере». Однако уже современники отмечали его огромную роль в создании этого памятника воинскому героизму, имея в виду величавую строгость, мужественную простоту и монументальность сооружения.

Менее чем через месяц после торжества на Петергофской дороге, 14 сентября, состоялась закладка других триумфальных ворот - за Московской заставой. Торжественное открытие памятника, отличавшегося художественным совершенством, состоялось 16 октября 1838 года.

До последних лет жизни Василий Петрович Стасов трудился на избранном им поприще. Ему было далеко за семьдесят, когда он руководил строительством здания нового Эрмитажа.

Весной 1848 года Василий Петрович Стасов захворал. Летом болезнь отступила, но силы возвращались к нему медленно. 5 сентября Василий Петрович скончался.

Василий Петрович Стасов принадлежит к той группе видных русских архитекторов, творческое развитие которых проходило под воздействием Захарова. Стасов родился в Москве 24 июля 1769 года в небогатой дворянской семье. До 1783 года он учился в Московском университетском пансионе. Четырнадцати лет Стасов поступил чертежником в московскую Управу благочиния «помощником по делам строительным». Здесь он приобрел неплохие практические навыки. В 1794 году Стасов поступил на военную службу, через год вышел в отставку и вернулся в Москву, где числился сначала в разных ведомствах на должностях, мало связанных с архитектурой. Именно в это время он приступил к самостоятельной архитектурной деятельности.

В 1801 году выполненное Стасовым оформление коронационных торжеств в Москве привлекло к нему внимание Александра I. Вскоре он был отправлен за границу для пополнения своего архитектурного образования. В Риме Стасов получил звание профессора Академии св. Луки. В 1808 году он возвратился в Россию. В Петербурге большое влияние на творчество Стасова оказал А.Д. Захаров, заставив его мыслить не фасадно, но объемами зданий, определявшими порой облик значительной части города. Перелом в его деятельности произошел в 1813 году под непосредственным влиянием великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Стасов ратовал за обращение к величественной простоте строгих архитектурных форм, более всего отвечавших, по его мнению, мужественному усилию народа.

Одним из наиболее ярких произведений Стасова этого времени следует считать казармы Павловского полка на Марсовом поле (1816-1819). По заданию это была всего лишь перестройка старого трехэтажного здания ломбарда, но на деле она превратилась в возведение нового огромного сооружения. Местоположение здания, выходившего на самую большую площадь столицы, предназначенную для военных парадов, не только определило его градообразующую роль, но и выдвинуло его на первое место в архитектурном ансамбле площади.

Перед Стасовым возникла задача осуществления такой композиции фасада, которая могла бы создать необходимое впечатление широко развернувшегося вдоль всей площади здания. Для достижения поставленной цели мастер обратил главный фасад к Марсову полю, поместил в его центре двенадцатиколонный портик, увенчанный сложным, нарочито протяженным ступенчатым аттиком, выгодно подчеркнувшим широкий фронт сооружения. Но так как на концах здания размещались шестиколонные портики, увенчанные фронтонами, зрительно сокращавшие общий разворот фасада, Стасов применил в цокольном этаже всех трех ризалитов аркаду, поддержанную в остальных частях здания вытянутыми вверх окнами с полуциркульными завершениями. Тем самым в архитектуру казарм был введен мерный, длительный ритм, ясно ощущаемый при движении вдоль здания. В постройке ощущается влияние захаровского Адмиралтейства.

Одновременно с казармами Стасов строит в 1816-1823годах придворные конюшни на Конюшенной площади и набережной Мойки (Конюшенная площадь, № 1).При значительной протяженности сооружения, Стасов исходил здесь из иных принципов, чем на Марсовом поле. Он не столько «растянул» сравнительно незначительное по высоте, близкое к двухэтажному здание, сколько создал в определенных местах архитектурные «акценты» в виде павильонов, способные нейтрализовать чрезмерную протяженность однообразных по своим формам корпусов. Осуществляя постройку придворных конюшен, Стасов совершенствовал многие композиционные приемы, неоднократно затем применявшиеся в его зданиях и проектах. Среди них выделяется мотив угловых павильонов с глубокими нишами – арками, а также дорическая колоннада, завершающаяся по краям павильонами. Аналогичная колоннада была задумана Стасовым и в проекте оранжереи Царского села (1820-1821), затем он применил ее в здании петербургского Ямского рынка (1819-1820; улица Марата, № 53) и в овощных рядах Костромы. Этот удачный мотив оказал влияние на творчество архитекторов, работавших в провинции (П.Я. Паньков в Ярославле и другие).

В этот период творчества Стасов становится убежденным классиком, обращающимся к наследию греческой античной архитектуры. Он стремится в своих произведениях к красоте и выразительности художественного образа, подчиняя этой задаче компоновку архитектурных форм и деталей. Идя по этому пути, он достиг особого совершенства в созданном им проекте провиантских складов в Москве (на Крымской площади, 1821).

Стасовский проект «образцовых» провиантских складов является одной из вершин русской архитектуры первой трети XIX века. Чистота и ясность архитектурного объема при минимальном количестве деталей достигли здесь своей предельной выразительности. Здание складов строил по проекту Стасова архитектор Ф.М. Шестаков с 1829 года. Отличительной особенностью московских провиантских складов является четкое построение фронта фасадов трех зданий, с выявлением при этом их массивных объемов. Здания складов оформляли одну сторону небольшой площади и одновременно начинали собой внутренний проезд Крымского бульвара. Поэтому Стасов применил в их построении определенный ритм четырежды повторенных крупных и законченных мотивов, варьируя лишь детали в связи с их местоположением. Согласованность и взаимная связь деталей, их неоднократная повторяемость составляют характерные особенности архитектуры складов, лишенных однообразия, несмотря на то, что здесь все окрашено в один белый цвет. Наличники порталов, венчающих дорический фриз из триглифов и прекрасные по рисунку скульптурные венки с лентами ‑ единственные пластические детали, украшающие эти совершенные по силе и красоте объемы. В общем облике складов далеко не последнюю роль играют относительно высоко поднятые крыши. Ансамбль провиантских складов дополняет строгого рисунка решетка из вертикальных копий-стержней, осуществленная Шестаковым по собственному проекту.

Проекты жилых домов зодчего, особенно типовых, как и значительное большинство проектов его сотоварищей по искусству, необычайно скромны. Главный акцент был поставлен на хорошо найденных пропорциях. На скромном «фоне» жилых домов должны были выделяться провиантские магазины, казармы, дворцы, триумфальные арки, соборы, знаменовавшие, по словам Стасова, могущество и славу государства. Триумфальным воротам и храмам зодчий также отдал известную дань. Если в Нарвских воротах (1827-1834; проект 1825 г.) он с небольшими изменениями повторил в более стойких материалах ‑ камне и металле ‑ деревянное сооружение Кваренги, то в воротах Московской заставы (так называемых Московских воротах; 1834-1838) в Петербурге он создал вполне оригинальное произведение.

В 1821 году Стасов, выступив с критикой предложений Монферрана, представил на конкурс свой проект Исаакиевского собора, которому, как и построенным Стасовым пятиглавым соборам Измайловского (Измайловский проспект; 1827-1835) и Преображенского полков (на Пантелеймоновской ул., ныне на площади Радищева; 1827-1829), при всем мастерстве отдельных деталей свойственны нарочитая монументальность и холодная торжественность. Стасов не остался чужд и русско-византийскому стилю, получившему свое воплощение в возведенных им храмах в Потсдаме (1826-1830) и на месте Десятинной церкви в Киеве (1837-1842).

Характеристика Стасова была бы неполной, если не упомянуть его многочисленных работ по переделке внутренних дворцовых помещений. Эти работы производились в 1817-1819 и в 1820-х годах в связи с реставрацией Екатерининского дворца в Царском селе и восстановлением его интерьеров после пожаров 1817 и 1820 годов. Здесь он осуществил отделку личных покоев Александра I,императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны. Стасов входил во все детали обстановки, отделки стен, росписи потолков, всех предметов убранства. Столь ответственное отношение к своим обязанностям позволило Стасову закончить интерьер Смольного собора, созданного Растрелли, не вступая в противоречие с архитектурой барокко. Однако в выполненном под его руководством убранстве ряда зал в Зимнем дворце (после пожара 1837 года), при всем даровании зодчего ощущается уже перенасыщенность декоративными элементами и архитектурными деталями, которая знаменует начало кризиса архитектуры классицизма.

Говоря о Стасове, как о выдающемся зодчем, следует отметить и его талант смелого инженера-строителя. Он применял металлические балки, близкие современным тавровым, перекрывая ими значительные пролеты (до 20 метров), металлические стропильные фермы и другие конструкции, получившие позднее широкое распространение.

Произведения Стасова петербургского периода дают основание рассматривать его как одного из одареннейших архитекторов своего времени, создавшего ряд выдающихся по художественным качествам зданий.

Василий Стасов родился 4 августа 1769 в Москве, в небогатой дворянской семье. Его отец Петр Федорович Стасов служил мелким чиновником в Вотчинной канцелярии. Мать архитектора Анна Антипьевна занималась воспитанием детей. Кроме Василия в семье было ещё два ребенка — сын и дочь. Зимой Стасовы жили в Москве, а летом выезжали под Серпухов, где у них было небольшое родовое село Соколово.

Архитектурная деятельность Василия началась 14 февраля 1783 года, когда он был зачислен в Экспедицию архитектурных дел Московской управы благочиния учеником в звании «архитектуры капрала». Экспедиция занималась составлением планов частных строений, их обмерами, утверждала проекты зданий, отводила места под застройку. Возглавлял Экспедицию архитектор Семен Антонович Карин, крупный знаток русского зодчества. Новый ученик понравился ему своей исполнительностью и трудолюбием. Сперва подростку поручали делать несложные чертежи, снимать планы участков. Василий охотно учился у старших, много читал. Через год ему присвоили звание архитектуры сержанта, а начал он архитектуры капралом. Стасов любил бывать на стройках, особенно тех, что велись в Москве по проектам Баженова и Казакова. Возможно, он изучал их чертежи, представляемые в Экспедицию для утверждения. С 1790 года Василий стал архитектуры фурьером (помощником архитектора). Он проверял чертежи, составленные сотрудниками Экспедиции, самостоятельно выполнял ответственные проектные работы. Это была хорошая школа. Она побуждала к творчеству, воспитывала вкус, звала к интенсивной умственной жизни.

Стасову повезло. Друзья ввели его в дом Хлебниковых. Эта просвещенная семья имела одну из крупнейших в стране библиотек. Через дочь Хлебникова — Анну Петровну, в замужестве Полторацупо, Стасов сблизился с Алексеем Николаевичем Олениным, президентом Академии художеств, и стал постоянным посетителем оленинского дома, где собирались поэты, художники, музыканты — Державин, Жуковский, Карамзин, Крылов, Вяземский, Боровиковский, и многие другие.

Казармы Павловского полка

В начале 1794 года Стасов оставил Москву и отправился в Петербург для прохождения воинской службы. Как дворянин он был определен в Преображенский гвардейский полк в чине унтер-офицера. Его недолгая военная служба проходила относительно спокойно. Полк постоянно находился при дворе, в столице, и Стасов, воспользовавшись своими московскими связями, попал в круг передовых людей петербургского просвещенного общества. Общение в Петербурге с людьми, думавшими о будущем русского искусства, укрепило намерение Стасова связать свою дальнейшую жизнь с архитектурой.
Ровно через год, 1 января 1795, Стасов, получив чин подпоручика, вышел в отставку и вернулся в Москву. Одно время он работал при департаменте Герольдии, но очень скоро ушел оттуда и два года числился не у дел, то есть не находился на службе в государственном учреждении. В 1797 указом Сената его зачислили в Главную соляную контору в чине коллежского секретаря для постройки соляных заводов.

Все это время не прекращалась архитектурная деятельность Стасова. Он выполнил несколько официальных заказов, среди которых — проект гостиниц на бульварах. Кроме того, Стасов осуществил несколько частных построек.
Активная архитектурная деятельность Стасова в Москве в последние годы 18-го столетия позволила ему принять участие в оформлении коронационных торжеств по случаю вступления на престол императора Александра I. Осенью 1801 года Стасов оформил Сокольническое поле. Архитектор был представлен Александру I и произвел на него приятное впечатление, следствием чего было «высочайшее соизволение» отправить его в заграничную командировку во Францию, Италию и Англию «для усовершенствования знаний примерами славнейших древностей» за счет правительства сроком на три с половиной года, с выплатой стипендии по три тысячи рублей ежегодно.

Отъезд задержался, и только осенью 1802 года Стасов выехал в Париж, где собирался пробыть два года. Этот срок был сокращен из-за обострения отношений между Россией и Францией, что в дальнейшем помешало Стасову попасть в Англию. С весны 1804 года Стасов жил в Италии. В связи с началом военных действий между Францией и Россией командировка Стасова в Италию затянулась на четыре года. Это время молодой архитектор использовал для посещения итальянских городов и изучения итальянской архитектуры, как античной, так и эпохи Возрождения.

Стасов был знаком со многими итальянскими архитекторами пользовался среди них заслуженным авторитетом. Это подтверждается тем фактом, что в 1807 году Стасов, вторым среди русских зодчих после Баженова, был удостоен диплома и почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры Св. Луки. В начале 1808 года Стасов отправился домой через южную Италию и Австрию и прибыл в Петербург осенью того же года, проведя вдали от России шесть лет.

В январе 1810 архитектора ознакомили с указом императора. Отныне ему предписывалось служить при генерал-губернаторе столицы «для переделки фасадов и наблюдения за строениями по оным». Стасов должен был отвечать за строительство в центре города — в Адмиралтейских частях (территория между Невой и Фонтанкой) и на Васильевском острове.

К 1811 относится преобразование Садовой улицы города, начавшееся с замены ветхого деревянного моста через канал перед Оранжереями и строительства Лицея. 23 апреля 1811 был утвержден разработанный Стасовым проект нового мостика, главное украшение которого - решетка из пересекающихся дуг с орнаментальными вставками — этот прием архитектор использовал в различных вариантах.

Осенью 1811 Стасов за проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших в Полтавской битве, был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств. Это ещё больше подняло его авторитет архитектора и позволило вступить в среду столичных зодчих не новичком, а архитектором с именем, уже добившимся европейской известности.

После 1812, когда дом Стасовых в Москве сгорел во время пожара, вместе с матерью и сестрой он переселился в Петербург. В эти годы Стасов строит много общественных сооружений, в которых его талант зодчего проявляется с наибольшей силой. Среди самых значительных работ Стасова этого периода можно отметить здание Царскосельского лицея, корпуса Российской Академии на Васильевском острове, соборную церковь в Саратове, Торговые ряды в Костроме, Ямской рынок в Петербурге. Архитектор очень простыми, выразительными средствами добивается необычайно сильного эмоционального воздействия. В этих постройках зодчий отрабатывал свой собственный градостроительный подход в решении любой локальной задачи, проявляя глубокое понимание архитектурного ансамбля, заметное уже в его ранних московских работах. В мае 1816 года Стасова назначили членом «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местах».

Значительна роль Стасова в создании ансамбля Марсова поля , где он построил казармы Павловского гвардейского полка и неподалеку от них Главные конюшни. Оба проекта были выполнены в 1816. Казармы строились с 1817 по 1819, а конюшни — с 1817 по 1823. Павловские казармы — одно из лучших произведений архитектора.

Все выдержано в простых и строгих пропорциях. Какие же это казармы? Фасадом в сторону Летнего сада стоит красивый дворец. Посредине центральной части выдвинута вперед колоннада строгого, монументального дорического ордера в двенадцать стволов. Она несет высокий аттик — стену над карнизом, украшенную щедро барельефами. Колоннада поставлена на высокую аркаду первого этажа. Фасад заканчивается с обеих сторон шестиколонными портиками с фронтонами, также поставленными на аркады первого этажа. На фасаде по Миллионной улице тоже поставлен десятиколонный портик с фронтоном и за ним высокий аттик с барельефами военных доспехов. В центре аркады первого этажа расположены ворота, украшенные по обе стороны нишами.

Осенью 1816 Стасов снова работает в Москве. Ему было поручено составление проекта на восстановление царского дворца в Московском Кремле, пострадавшего во время пожара 1812. Его проект совершенно изменил внешний вид здания благодаря расширению третьего, мезонинного этажа на всю площадь дворца. Надстройка вызвала появление двух новых каменных лестниц. Отделка фасадов была очень простой, только фасаду со стороны Москвы-реки придавалась большая парадность.

Свято-Троицкий Измайловский собор

Вскоре жизнь Стасова круто переменилась. В слободе Семеновского полка в бревенчатом доме с мезонином жила семья Марии Федоровны Сучковой, вдовы гвардейского поручика. Стасов познакомился с её дочерью, двадцатилетней красавицей Машей, и страстно влюбился в нее. Больше года продолжались встречи — в Семенцах и в Москве, где Маша гостила у родственников. Признаться в своем чувстве у него долго не хватало смелости: такая разница в летах. В начале года Василий Петрович сделал девушке предложение, а 6 августа 1817 Василий Петрович и Мария Абрамовна поженились. Супруги поселились в одном из кавалерских флигелей, рядом с Лицеем. А к зиме сняли квартиру в доме коллежской советницы Ошметковой, на углу 1-й линии и Большого проспекта Васильевского острова.

В мае 1818 года у Стасовых родился первенец. Его нарекли Николаем. Спустя год, в июле, — сын Александр, в 1820 — дочь Софья, в 1822 — дочь Надежда, а через два года, 2 января — сын Владимир, 20 января — Дмитрий. В июне следующего года семья Стасовых снова увеличилась: родился мальчик, которого назвали Борисом. Стасовы переехали с Васильевского острова к Семеновскому мосту, где заняли большую квартиру в доме Цыгарова, на углу Гороховой и Большого Казачьего переулка. Воспитывать детей помогали мать зодчего Анна Антипьевна и его сестра Вера Петровна. Она до конца своих дней прожила у брата.

Царскосельский лицей

Легко работалось Василию Петровичу в Царском Селе. Казалось, не было такой творческой задачи, которую он не решил бы успешно и быстро: будь то павильон для парка или манеж на Садовой улице, провиантские склады на Гатчинской дороге или Дежурные конюшни, воздвигнутые на Гоф-интендантском дворе. Эти произведения, имеющие облик величавый и праздничный, отмечены печатью самобытности, безупречного вкуса и таланта. Объектов множество. И оригинальных, и тех, что надлежало привести, как тогда писали, в «первобытное состояние». После пожаров, которые нередко случались, он восстановил в Большом дворце Китайскую гостиную и Белую столовую, а позже — дворцовую церковь, апартаменты, примыкающие к ней, и Лицей. По его проектам достраивалась и реконструировалась Китайская деревня, переделывались другие помещения в загородных резиденциях. С 1817 по 1820 год зодчий восстановил после пожаров и перестроил в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме 850 комнат.

В Петербурге по его проекту был возведен Ямской рынок с галереей из дорических колонн по периметру. Это здание стало здесь своеобразным архитектурным центром. Сооружение рынка завершилось в 1819. А ещё раньше Стасов построил на Невском проспекте здание с портиком в центре и колонными лоджиями по углам, украсившее главную магистраль города. По заказу купца Косиковского он создал четырехэтажный дом на Большой Морской. Органично вписал зодчий в панораму Невского проспекта и площади Казанского собора дом священнослужителей.

Спасо-Преображенский Собор

Ещё в 1825 Стасов создал проект пятикупольного собора Спаса Преображения, который предстояло возвести взамен сгоревшей церкви XVIII века. Тогда проект не был утвержден. Через два года последовало разрешение на строительство храма, и зодчий разработал чертежи. При этом Стасов, учитывая местоположение здания, на которое открывался вид с Литейной улицы, предусмотрел с этой стороны фронтонный портик из ионических колонн, что придало всему сооружению величавость и спокойную сдержанность, свойственную античной классике; белая гладь стен храма, нечасто прорезанных полуциркульными окнами, ассоциируется с древнерусскими соборами. Панно из воинской арматуры на стенах и ограда из трофейных турецких пушек, захваченных в кампании 1828-1829, подчеркивают патриотическое значение здания, посвященного победам русской армии.



Эти творческие принципы — сплав черт древнерусской архитектуры и греческой классики — Стасов развил ещё в одном монументальном творении — Троицком соборе. Проект его зодчий завершил осенью 1827. В нем он учел требование, согласно которому нужно было сохранить особенности старой церкви, стоявшей тут с середины XVIII века: главы этой церкви располагались на перпендикулярных осях по сторонам света. Строительство предстояло начать весной будущего года.

В число служебных обязанностей Василия Петровича входило проектирование построек для военных нужд. Наибольшего успеха при этом зодчий добился во время работы над так называемыми Провиантскими магазинами, или складами.

Щусев так писал в свое время о Провиантских магазинах в Москве: «Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, — одна из лучших в архитектуре Москвы. По совершенству своих форм она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры».

Летом 1831 года на семью Стасовых обрушилось страшное горе. Холера «морбус» металась по улицам столицы, проникала во дворцы и обывательские дома. 30 июня умерла Мария Абрамовна, через пять дней — её сестра Татьяна, а ещё через двадцать — их мать Мария Федоровна. Печаль надолго поселилась в семье зодчего. Только горячее участие друзей, которые в те месяцы были рядом и окружили сирот заботой и лаской, помогло устоять на ногах. Да ещё работа — Стасов заставлял себя трудиться упорнее, чем прежде.

Триумфальные ворота у Нарвской заставы в Санкт-Петербурге

…С первых дней августа 1827 у Нарвской заставы стали рыть котлован, а 17 августа 1834 состоялась церемония открытия Нарвских ворот. Гвардейские полки, поименованные на пилонах триумфальной арки, прошли под ней торжественным маршем. Их приветствовали тысячи горожан. Впереди гвардейцев шла рота дворцовых гренадеров, сформированная из ветеранов Отечественной войны.
Стасов со свойственной ему скромностью писал, что ворота на Петергофском тракте возводились по его чертежам, «сходственно с проектом архитектора Кваренги, но только в большем против прежнего размере». Однако уже современники отмечали его огромную роль в создании этого памятника воинскому героизму, имея в виду величавую строгость, мужественную простоту и монументальность сооружения.

Василий Стасов. Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. 1834—1838.

Менее чем через месяц после торжества на Петергофской дороге, 14 сентября, состоялась закладка других триумфальных ворот — за Московской заставой. Торжественное открытие памятника, отличавшегося художественным совершенством, состоялось 16 октября 1838 года.
До последних лет жизни Василий Петрович Стасов трудился на избранном им поприще. Ему было далеко за семьдесят, когда он руководил строительством здания нового Эрмитажа.
Весной 1848 года Василий Петрович Стасов захворал. Летом болезнь отступила, но силы возвращались к нему медленно. 5 сентября Василий Петрович скончался.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов»

Один из самых знаменитых зодчих в истории Северной столицы Василий Стасов родился 4 августа (24 июля) 1769 года в Москве. Юноша обучался в гимназии при Московском Университете, после окончания которой в 1783 году поступил учеником архитектора в Управу благочиния, где изучал школы ведущих мастеров. В начале XIX века Стасов стажировался во Франции, Италии и Англии, а по возвращению поступил в ведение «Кабинета Его Императорского Величества». Там он получил возможность принимать участие в крупнейших проектах, проводимых государством.

Постройки зодчего известны во многих российских городах, но градостроительный талант архитектора по-настоящему раскрылся в Санкт-Петербурге..

Императорский Царскосельский лицей

Царскосельский лицей, где учился поэт Александр Пушкин. Фото: www.russianlook.com

Школа, которая известна, прежде всего, тем, что воспитала поэта Александра Пушкина, находилась в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Над созданием флигеля по разным данным в 1790-х годах потрудились Илья Неелов или Джакомо Кваренги.

Василий Стасов значительно перестроил его в 1811 году. Именно после этого четырехэтажный флигель и приспособили под нужды привилегированного высшего учебного заведения для детей дворян.

В настоящее время там находится музей, где посетителям рассказывают, как жили и учились великие выпускники престижной школы Российской империи.

Здание Российской Академии

Здание Российской Академии на Васильевском острове. Фото: Commons.wikimedia.org / Peterburg23

Согласно указу императрицы Екатерины II от 30 сентября 1783 года была основана Российская Академия - научное учреждение, которое занималось вопросами отечественного языкознания и литературы. Первоначально академия размещалась на левой стороне Фонтанки за Обуховым мостом, в бывшем доме почтмейстера Аша.

В 1800 году каменное одноэтажное здание, в котором проходили заседания Российской Академии, передается Военно-сиротскому дому. Академии отводится участок на Первой линии Васильевского острова.

В начале мая 1802 года Российская Академия приступила здесь к постройке каменного дома по проекту опытного зодчего Андрея Михайлова. Архитектор задумал возвести на Первой линии центральный корпус и два симметричных флигеля по сторонам. Через два года построили двухэтажное академическое здание с повышенной средней частью, акцентированной ионическими пилястрами и фронтоном. Его кровлю и фронтон венчали пять статуй Аполлона и муз. Четыре барельефа над окнами боковых двухэтажных крыльев изображали Гения, Рассуждение, Достоинство и Славу. Львиные маски на замковых камнях первого этажа дополняли художественное убранство.

Симметричные двухэтажные флигели за неимением средств возвели лишь в 1812 году по проекту архитектора Стасова. Следуя его замыслу, соорудили ограду с воротами между главным домом и флигелями, во дворе построили связанный с ними полуциркульный одноэтажный служебный корпус. Для Стасова этот проект и вовсе стал первым общественным зданием, построенным в Петербурге.

Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам»

Так выглядели триумфальные ворота в начале XX века. Фото: Архивное фото

На юго-восточной окраине Екатерининского парка в Петербурге, напротив главных ворот Запасного дворца, стоят монументальные чугунные ворота, сооруженные по проекту архитектора Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Идея памятника и помещенные на воротах слова — «Любезным моим сослуживцам» — принадлежат императору Александру I. Это простой, но бессмертный памятник признательности монарха к военным-сподвижникам, прославившимся на поле битвы.

Высота ворот составляет 9,2 метра, общий вес сооружения равен 100,5 тоннам. Ограда Екатерининского парка, выполненная как и створки ворот по проекту Адама Менеласа, дополняет величие Триумфальных ворот.

Накладки на ограде в виде полукруглых щитов с головами медуз, копьевидные прутья в створках ворот и шестигранные щиты с львиными головами усиливают ощущение мощи и незыблемости.

Предполагалось украсить ворота статуями и военными трофеями, но замысел архитектора Стасова так и не был воплощён.

Ямской рынок

Ямской рынок строили, чтобы поднять качество торговли. Фото: Commons.wikimedia.org / Пересмешникъ

На территории Ямской слободы в 1790-х годах был открыт рынок, получивший название в честь свое расположения - Ямской. Здесь работало около 40 лавок, торгующих мясом, солью, мукой и другими продуктами. Неудобное размещение торговых мест, антисанитария и грязь вынудили городские власти задуматься над строительством нового здания для рынка.

Автором проекта стал Василий Стасов. Здание было построено в 1817-1819 годах. В новых помещениях были размещены 28 лавок, в основном торгующих мясом. Продовольственная же торговля ушла с Ямского в открытый неподалёку Кузнечный рынок.

Это место встречается в фильме «Собачье сердце», снятом по книге Михаила Булгакова. Именно со ступеней Ямского рынка сходил профессор Преображенский, когда впервые увидел Шарика.

В настоящее время здания Ямского рынка являются памятниками архитектуры и состоят под охраной государства.

Казармы Павловского лейб-гвардии полка

Казармы Павловского лейб-гвардии полка на Марсовом поле. Фото: Commons.wikimedia.org / Amitola

Строительство здания казарм Павловского лейб-гвардии полка длилось с 1817 по 1821 год. Ранее на этом месте находились ломбард и Воспитательный дом архитектора Юрия Фельтена.

Казармы стали одной из первых в Петербурге значительных работ Василия Стасова. Работая над проектом, архитектор несколько перепланировал и объединил существовавшие тогда постройки единым фасадом, сохраняя пропорции и частично первый ярус фельтеновского здания. Вместо четырёхколонного портика, объединяющего верхние этажи у Фельтена, возник десятиколонный портик.

Постройка казарм, предназначенных для Павловского полка, оформила гигантскую городскую площадь, служившую для военных учений, парадов и смотров.

Спасо-Преображенский собор

Знаменитый зодчий восстановил собор после пожара. Фото: Commons.wikimedia.org / George Shuklin

Один из самых красивых храмов в Петербурге был воздвигнут в период с 1825 по 1829 год. Василию Стасову пришлось восстановить Спасо-Преображенский собор, от которого после крупного пожара остались только стены.

Изначально храм был возведен к 1754 году на бывшей площади Радищева по повелению императрицы Елизаветы Петровны. При Павле I Спасо-Преображенский собор получил почетное название «собор всей гвардии», а спустя несколько лет - в августе 1825 года - постройка полностью сгорела. К счастью, петербуржцам удалось вынести все святыни. Работу по восстановлению доверили Стасову, который возродил храм в стиле ампир. В этом виде Спасо-Преображенский собор дошел до наших дней.

Площадь храма составляет 1180 квадратных метров, высота - 41,5 метра. Фасады оформлены 12-метровыми четырехколонными портиками ионического ордера. Здание завершает световой барабан, увенчанный главным куполом.

Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

На площади Стачек в Петербурге находится памятник архитектуры стиля ампир - Нарвские триумфальные ворота. В 1834 году они были возведены в память о героях Отечественной войны 1812 года.

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Они были выполнены по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.

Однако возведенные в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность.

Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги, и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень будущего памятника. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней и фигура Славы. Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями.

Троице-Измайловский собор

Троице-Измайловский собор, над созданием которого Стасов работал после наводнения старой церкви. Фото: Commons.wikimedia.org

Недалеко от места, где сейчас стоит здание с синими куполами, в июле 1733 года располагался походный храм-шатер лейб-гвардии Измайловского полка. Спустя 21 год здесь заложили деревянную пятиглавую церковь. В 1824 году её сильно повредило наводнение, поэтому Василию Стасову было предложено разработать проект каменного храма.

Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Храм освятили в 1835 году.

При советской власти собор закрыли - это произошло в 1938 году. Его хотели снести или перестроить под крематорий. В годы Великой Отечественной войны храм серьезно пострадал, но город сумел спасти здание и отреставрировать его. Сегодня собор относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Смольный собор

Смольный собор - одно из самых красивых зданий Петербурга. Фото: АиФ/ Екатерина Стекольщикова

Идея построить в Петербурге Смольный собор пришла наследнице царского престола Елизавете Петровне. В 1740-х годах она решила, что хочет провести в тишине и покое последние годы своей жизни. Для этого ей было нужно окружение 120 благородных девиц.

Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектором собора стал Бартоломео Растрелли.

Семилетняя война с Пруссией сильно расстроила планы по возведению собора - стране не хватало денег. Смольный институт открыли только в 1764 году, а над достройкой храма в 1835 году пришлось трудиться Василию Стасову.

Весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко.

Московские триумфальные ворота

Московские триумфальные ворота в Московском районе Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org / Selemir Grig

На пересечении Московского и Лиговского проспекта расположены Московские триумфальные ворота, которые воздвигнуты в 1838 году по проекту Василия Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны.

По традиции на воротах была помещена надпись, составленная императором Николаем I: «Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».

В 1936 году Московские ворота были разобраны в ходе планируемого переноса центра города к Дому Советов на Московской площади. В рамках этого проекта воротами собирались украсить планируемый парк.

В 1960 годах ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года.